Четыре возможных жизненных позиции - это "Я плохой, ты хороший", "Я хороший ты плохой", "Я плохой и ты плохой", и "Я хороший и ты хороший".
Универсальная жизненная позиция детства - это первая из четырех, "Я плохой, ты хороший".
Почему?
Ребёнок рождается совершенно беспомощным и во всем, даже в основных жизненных потребностях зависит от родителей.
Это формирует чувство "Они все могут, а я ничего не могу", и если ребенок не получает достаточно любви и ласки, подтверждения, что его любят просто за то, что он или она есть, это приводит к чувству, а затем и к подсознательному убеждению "со мной что-то не так".
А глубинно - "Я плохой, они хорошие".
Затем эта установка может меняться на "Я хороший ты плохой".
Тогда вырастает маленький или большой тиран, или даже "Я плохой и ты плохой", и тогда вырастает обитатель криминального мира или психиатрической лечебницы.
Открытием школы Э. Бёрна было и то, что позиция "Я хороший, ты хороший" не возникает спонтанно! У всех, у кого она была обнаружена, она формировалась в результате осознанного выбора!
Я полагаю, это связано с тем, что с давних времен культура и общество построены на принципе разделения, а не интеграции, и это сформировало архетип разделения, противопоставления, сравнения, оценки, которые надо преодолеть сознательным выбором.
На духовном уровне эта установка соответствует Библейской заповеди "возлюби ближнего как себя самого", книга Ваикра (книга Левит).
Великие поэты тоже выражали это, как, например, Осип Мандельштам: "Не сравнивай, живущий - несравним!".
Но многие ли умеют так жить?
Не буду загружать статистикой, приведу несколько примеров из своей практики.
Первый пример - мужчина около 35 лет, он работал, но сталкивался с большими проблемами при общении с сослуживцами: при необходимости отстаивать свое мнение он тушевался, чувствовал эмоциональный и физический дискомфорт, и очень переживал из-за этого.
Причина такого влияния на него авторитетного в коллективе человека скрывалась в отношениях с мамой, талантливой и активной женщиной, которая в детстве воспитывала его авторитарно, часто ставила его "на место", и это сформировало в нём недоверие себе и негативную самооценку.
После проработки детских травм стиль и качество его общения с сослуживцами существенно улучшились.
Во втором примере мужчина чувствовал, что живет не свою жизнь и не на своем месте, разладилось здоровье.
Причина оказалась в том, что его родители, заботясь о его физических нуждах, не проявляли к нему ни уважения ни любви, и это сказалось на его мировоззрении и отношении к себе.
В третьем примере у женщины возникли серьезные гинекологические проблемы из-за того, что её мама и бабушка не принимали и даже снижали ее начавшую развиваться женственность.
Когда мы все это проработали (к этому моменту у нее уже был достаточно большой опыт работы по системе "Исцеление как Путь"), диагноз врач снял.
Обратилась же она ко мне изначально в весьма плачевном состоянии, с большим количеством эмоциональных проблем и опыта медитативной или глубинной психотерапии у неё не было.
Её отзыв с моими впечатлениями от нашей совместной работы я привел в комментарии к статье.
Надеюсь приведенных примеров достаточно, чтобы показать важность любви к себе и пагубность её отсутствия.
В следующей статье я расскажу о главных разрушителях любви к себе и к другим.