Ко мне обратилась мама девочки 6 лет. Девочка ходила в подготовительную группу детского сада, где у них были занятия, похожие на школьные.
Из-за «плохого поведения» воспитательница часто выгоняла девочку с занятий – могла во время урока вскочить, пойти куда – нибудь, неправильно выполнять задания (вместо того, чтобы по заданию раскрасить картинку в красный раскрашивать иначе), отвлекать соседей по парте итп.
Воспитательница пожаловалась маме и предположила, что у девочки гиперактивность.
Кроме того, дома с мамой девочка вела себя очень упрямо, «упирается, как баран», что маму раздражало и постепенно приводило к «скандалу».
Еще мама жаловалась на истерики дочки, не только дома, но часто и на людях, от чего мама тоже постепенно «заводилась» и это развивалось в скандал.
Продвинутые родители девочки отвели ее к остеопату, та сказала, что эти явления у девочки поведенческие, не органические и посоветовала обратиться к психологу.
Это, конечно, уже было очень положительным фактором, так как часто под давлением учителей родители присоединялись к их мнению и перенимали их установку, что у ребёнка «серьезные проблемы».
Подробно опросив родителей, (в первом занятии участвовал также и отец девочки) я на первом же занятии понял, что все эти «отклонения» девочки вызваны двумя факторами:
1) Нестандартностью, высокой скоростью соображения и своенравным характером девочки и
2) Серьезными нарушениями в способах общения мамы и девочки и неумением мамы почувствовать истинные потребности девочки, скрывающиеся за ее поведением.
Исходя из этого, я предположил, что гиперактивности как диагноза у девочки нет, и нужно не «лечить гиперактивность», а исцелять систему взаимоотношений мамы и дочки.
Следовало также помочь девочке осознать, что если воспитательница дает ей задание, она не покушается этим на ее свободу, и она может принять ведущую роль воспитательницы на уроке, не отказываясь от своего чувства достоинства и своей индивидуальности.
Чтобы она не «прогибалась», а осознала, что воспитательница может по каким – то вопросам иметь своё мнение.
То есть важно научить ее, как проявлять уважение к учительнице, как к старшей, в то же время не жертвуя своим чувством достоинства, и что это не угрожает ее независимости, и вообще как строить с учителями мирные отношения, понимая, что этим она делает «хорошее дело».