Она почувствовала, что ему не хватает внимания, не хватает такой совместной деятельности, которая дала бы ему и заинтересованность, и чувство, что он важен, что он не предоставлен сам себе. Глубже прожив состояние своего сына, она осознала, что ему нужны какие-то правила, а также образцы поведения. То есть ему нужно ощущение структурированной жизни. Ведь ребенок не может сам создать себе образцы и правила, и если родители создают ему организованную среду, в которой он хорошо понимает что можно, что нельзя, как правильно, а как не правильно, это дает ему чувства уверенности и родительской любви. Хотя в чем-то и ограничивает его.
Я провел ее через процесс, в котором она прожила чувства сына в двух случаях - когда такие образцы и правила поведения для него создана, и в случае их отсутствия. Во втором случае женщина сразу почувствовала неуверенность, беспокойство и стресс.
В процессе эволюции животного мира выработались инстинкты, помогавшие выживать в опасных, стрессовых ситуациях – это инстинкты бежать, карабкаться, драться, прятаться и т.п. Они присутствуют и в нас, в людях, с той разницей, что дикие животные умеют эти инстинкты выключать после исчезновения опасности, а мы потеряли эту способность, хотя и научились подавлять их внешние проявления с вредом для собственного здоровья.У маленьких детей, которые ближе к своей биологической природе, эти инстинкты не только не выключаются, но и не подавляются, а выражаются открыто в хаотической беготне, стремлении ломать все, что попадет под руку.
После проведенного процесса я уже мог объяснить ей, что нехватка внешней структуры у ребенка выражается не только в его психологическом состоянии, но и в нарушении координации движений. Это выражается в том, что ребенок не очень хорошо чувствует пространство, «не вписывается в повороты», задевает углы, гвозди, совершает резкие движения, не замечая рядом стоящих предметов, и в результате часто травмирует себя.
После того, как мы закончили с «состоянием вседозволенности», я провел эту женщину через аналогичный процесс для ситуации строгого наказания. Она, естественно, почувствовала, что ребенок испытывает обиду, несправедливость. Тут как раз и проявился инстинкт бороться, драться - она подтвердила, что в реальной жизни ее сын действительно проявляет этот инстинкт, но поскольку драться со взрослыми он, естественно, не может, то швыряет попадающиеся ему под руку предметы, игрушки.
Когда мама все это осознала, у нее проявились чувства вины, раскаяния, сожаления, которые она как фон чувствовала и раньше, но это были полусознательные чувства. Благодаря проделанному нами упражнению эти чувства были выведены наружу и осознаны. А то, что осознано уже можно корректировать.
Поскольку вина и сожаление - не конструктивные чувства, их необходимо было трансформировать. Мы воспользовались для этого медитативной методикой Сущностной Трансформации, когда с чувством взаимодействуют, как с проявлением части подсознания, которая проявляется в определенном месте тела. Каждая часть подсознания несет в себе свое позитивное намерение, которое часто не находит себе адекватного выражения, а проявляется искаженно, как, например, чувство вины.
У этой женщины вина ощущалась довольно сильно, телесное ощущение было большое – на всю грудную клетку. Когда эту часть мы вывели на уровень осознания и стали с ней беседовать, то выяснилось, что, в действительности, эта часть испытывала острую нехватку любви.
Из наших предыдущих занятий эта женщина уже имела опыт, как входить в состояние потока любви и направлять его туда, где любви не хватает. Она проделала это (это заняло минут 10), и почувствовала себя любимой и любящей. В результате то, что было раньше чувством вины, теперь обрело новое имя, поскольку изменилось качество этой энергии.
Теперь она назвала эту часть энергией тепла и мягкости. Эти ресурсные энергии в их новом качестве, она интегрировала в себя, в свое тело и почувствовала состояние тепла, тихой радости и примирения. Энергии тихой радости и примирения – это уже энергии духовного ядра, которые в развиваемом мной подходе являются основой трансформации нездоровых, не благоприятных ситуаций. Я предложил ей исследовать, что получится, если она пошлет эти энергии сыну. Она увидела его улыбающимся, как он ее обнимает, как он счастлив.
Мы проверили, во что теперь превратились раскаяние и сожаление. Они превратились в спокойствие и тепло. А чувство вины превратилось в чувство ответственного отношения. Что естественно, так как вина является нездоровым искажением чувства ответственности. Сама она в этой ситуации с сыном осознала, что у нее ослабился внутренний конфликт между вседозволенностью и наказанием, и закономерно, но неожиданно для нее самой, ей стали приходить в голову новые решения и формы поведения.