Сейчас многим уже знакомы понятия «негативные программы подсознания», «комплекс жертвы» и им подобные. Действительно, негативное программирование оказывает большое влияние на жизнь многих людей и целых сообществ. В этой статье я предлагаю вместе разобраться в этом явлении, а в конце — сделать упражнение, которое поможет справиться с последствиями такого программирования.
Меметика — новая наука о программах разума
С начала 2000-ых по роду профессиональной деятельности я слежу за развитием знаний в области негативного программирования. Все началось с того, что однажды мне попалась книга «Психические вирусы» Ричарда Броуди, тогда ещё сотрудника фирмы Microsoft и автора программы Microsoft Word. По названию можно догадаться, что речь в книге идет о том, что негативные установки передаются от человека к человеку.
Исследованием этого явления передачи программ (как позитивных, так и негативных) от человека к человеку за несколько лет до Броуди уже начал заниматься известный английский этолог и эволюционный биолог из Оксфорда Ричард Докинз. Его исследования привели к появлению целой науки о законах распространения информации и различных стереотипов мышления и поведения — «Меметики».
Введенное Докинзом понятие «мем» означает единицу такой информации и стало основой глубоких изменений современных наук о жизни и культуре: биологии, психологии и науки о познании, но у нас оно пока известно в основном в среде специалистов.
Негативные ментальные программы — это частный случай мемов, и этой темой Докинз занимался тоже. Он обнаружил сходство поведения таких программ и биологических вирусов. Если биологические вирусы используют для своего размножения и распространения организм, то ментальные программы подобным же образом используют человеческий разум.
Родительское программирование и сценарии жизни
Мой интерес к идеям Докинза и Броуди был связан ещё и с тем, что они тесно перекликались с концепциями психолога и психиатра Эрика Леонарда Бёрна, который работал с этим ещё в середине прошлого века.
Изучая биографии обращавшихся к нему людей, Бёрн обнаружил, что их жизни чрезвычайно напоминали сюжеты сказок и мифов народов мира. Исследуя механизм формирования этих «сценариев жизни», он обнаружил, что сценарии образуются в результате усвоения ребёнком комплекса программ, бессознательно и сознательно передаваемых ему родителями или заменяющими их взрослыми. Эти программы формируют «психологические игры», а из игр складываются сценарии.
Как правило, среди передаваемых родителями программ много позитивных, и они перевешивают негативные. В тех же случаях, когда негативных больше, и среди них есть серьезные деструктивные установки, возникают, как их назвал Бёрн, «катастрофические сценарии». Они формируются особыми негативными программами, которые Бёрн и его ученики изучили и разделили на две большие группы: программы типа «не будь» и «не будь собой».
В той или иной форме подобные программы встречаются у многих людей, но они, как правило, не имеют той интенсивности, чтобы сформировался катастрофический сценарий. Например, когда маме или бабушке зябко, и она говорит ребенку «холодно стало, надень кофту», она передает программу «не чувствуй то, что ты чувствуешь, чувствуй то, что чувствую я». Это вариант программы «не будь собой». Такая программа может осложнить восприятие человеком своих подлинных чувств, но, скорее всего, глубокого негативного влияния не окажет.
Такое, тем не менее, происходит в более серьезных случаях. Вот, например, что пишет Эрих Мария Рильке о своем детстве: «Я должен был носить очень красивые платьица и вплоть до своей школьной поры гулял по улицам, как маленькая девочка. Думаю, что моя мать играла со мной как с большой куклой». Подобное происходило в детстве, в возрасте 4-5 лет, и с одним из моих клиентов. Мама причесывала его под девочку, завязывала бантики и говорила: «Как жаль, что ты не девочка».
Эрик Бёрн пришёл к выводу, что большинство людей живут «вынужденной жизнью». Хотя они и полагают, что принимают самостоятельные решения, в действительности эти решения продиктованы программами, усвоенными в детстве.
Родители программируют своих детей, конечно, неосознанно и тоже во многом вынужденно — они сами были в детстве запрограммированы, да и вся культура общества напичкана не самыми позитивными программами. Этот процесс передачи программ от поколения к поколению Бёрн остроумно назвал «перекидыванием горячей картошки» — вытащенную из углей картошку не удержать в руках и её хочется побыстрее кому-то перекинуть. К сожалению, этими другими чаще всего оказываются дети, из-за отсутствия жизненного опыта и собственного мировоззрения, а также из-за неразвитости многих функций психики.