Евгений Шульман
Научитесь защищать себя и свои границы
~
В жизни нередко складывается ситуация, когда человек подвергается той или иной форме психологического насилия. Например, психологическому давлению.

Любое насилие со стороны другого человека, в том числе, конечно, и давление – это попытка манипуляции, попытка нарушения суверенных границ личной территории, попытка подавления свободной воли и подчинения своим представлениям о том, что правильно и что неправильно.

Что такое манипуляция?


Манипуляция определяется в психологии как тип социального, психологического воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.

Манипуляция – огромная тема, которой посвящены многочисленные монографии. В них изучаются и многочисленные способы управления, которыми пользуются манипуляторы, и те слабые места жертвы манипуляции, которые «провоцируют» окружающих на использование манипуляции и делают ее эффективной.

В числе этих «слабых мест» такие широко распространенные качества, как

  • психологическая незрелость, зависимость от одобрения и признания окружающих,
  • страх перед конфликтами и вообще перед отрицательными эмоциями,
  • нехватка самостоятельности и способности сказать «нет»,
  • неясное самосознание с расплывчатыми личными границами, сверх - ответственность,
  • низкая самооценка и неуверенность в своих силах, привычка или потребность быть объектом внешнего контроля.
Психологическое давление

В этом разделе мы сосредоточимся на защите от психологического давления – очень часто встречающейся формы манипуляции. Особенно тяжело бывает тем, положение такого человека осложняется тем, что очень трудно, а часто и невозможно этого «общения» избежать, а инструментов для противостояния и защиты своей психологической территории человек зачастую не имеет.

Разработанный мной в течение 20 лет практики метод исцеления отношений позволяет приобрести такие инструменты. Для самостоятельного овладения этой методикой необходимо пройти курс обучения в 10 – 15 занятий, занятия включают как теорию, так и – и в основном – практическую работу с текущими проблемами.

Как этот метод работает, я проиллюстрирую на стенограмме сеансе с одной из моих учениц.

Описание метода
Проблемная ситуация: муж «прессует» ее на тему некоторого важного и ответственного решения, к принятию которого она на данный момент не чувствует себя готовой. Это порождает непрерывное выяснение отношений, когда одно и то же мусолится по десять раз, а у нее еще дети .домашнее хозяйство, проблемная дочка и больная мама.

Первый шаг – выяснение и шкалирование по 10 – балльной шкале тех чувств, которые вызывает у нее происходящее. Ими оказываются:

Гнев на 6/10, бессилие на 10/10, непонимание на 10/10, растерянность на 7/10.

Второй шаг – определение как эти чувства проявляются в теле, и с какими визуальными образами они ассоциируются (все эти и последующие навыки нарабатываются в процессе обучения).

В ее случае эти чувства локализуются в одной и той же области на уровне грудной клетки, и выглядят как большой черный квадрат.

Одна из теоретических основ метода – осознание того, что все наши чувства – это проявления жизни подсознания, несущие потенциально полезную информацию и выражающие то или иное позитивное подсознательное намерение. Отсюда естественно вытекает

Третий шаг – Благодарность этому квадрату.

Она посылает благодарность, квадрат начинает переливаться разными цветами. По моей просьбе она задает квадрату вопрос о его намерении, и получает ответ, что он хочет стать защитной пленкой, чтобы она могла не принимать происходящее близко к сердцу, и тем самым а) сохранить энергетику и б) почувствовать свое право на проявление отрицательных эмоций для самозащиты.

Четвертый шаг – «притвориться», что она уже приобрела а) и б) и узнать, что же она тогда будет чувствовать, когда это произойдет, и как это будет ей помогать.

Она выясняет, что сначала почувствует «принятие квадрата», поскольку «он тоже хочет БЫТЬ», и благодаря этому она «обретет право голоса, и этот голос другая сторона будет слышать».

Пятый шаг - Она представляет на мысленном экране себя будущую, уже имеющую право голоса, который другая сторона слышит. На экране возникает она, со спокойным взглядом, в случае внешнего давления она остается спокойной и сильной, и радостно улыбается.

Шестой шаг – выяснить, если она станет такой – каким станет тогда квадрат? Квадрат станет прозрачным, и по мере его «светления» она начинает чувствовать все большее слияние с этой будущей собой.

На этом этапе не всегда это получается так гладко, просто эта ученица давно занимается и многому уже научилась.

Я прошу ее представить, что произойдет, если на нее – будущую начнут давить. Она представляет, и чувствует, что не пасует, и не замыкается в себе, а со свободой и чувством собственного достоинства отвечает.

Свобода и чувство достоинства – это ресурсные энергии, которые раскрылись в ней благодаря проделанной работе, но пока они в форме образа будущей себя. Теперь необходимо помочь ей соединиться с этими энергиями и почувствовать их как «свои».

Седьмой шаг – спросить у образа себя будущей на экране, согласна ли та ей помогать. Она спрашивает и, конечно, получает согласие (За всю мою практику на этом этапе сложностей никогда не возникало). Я помогаю ей настроиться на энергию свободы – достоинства, и по определенной методике энергетического дыхания, которой она обучилась ранее, соединяться с этой энергией и насыщать ею квадрат.

Она начинает постепенно чувствовать возможность принимать решения из состояния свободы – достоинства, и чувствует, что при этом все в ее семье успокаиваются, а благодаря этому она начинает яснее чувствовать цель жизни.

Далее мы работаем с этой проявляющейся целью (неясность в этом вопросе была одной из беспокоивших ее проблем). Я не привожу эту часть работы здесь, так как она не является частью методики обретения устойчивости к давлению. В этой части работы новые глубинные осознания и озарения – обычное явление, но у каждого это происходит по – своему, со своим индивидуальным содержанием.

В результате она начинает чувствовать в себе новые раскрывающиеся ресурсные энергии и черты характера – добросердечие, гостеприимство, желание учиться, способность вовлекать в свой круг общения новых интересных ей людей.

А это в свою очередь дает ей состояние глубокой радости, смысла жизни исчастья.

Далее она соединяется с этими ресурсными энергиями по той же дыхательной методике, и в процессе этого чувствует, как клетки тела впитывают новые энергии и начинают молодеть. Далее мы проводим ритуал принятия всех раскрывшихся ресурсных энергий как проявлений ее духовной Сущности, Высшего Я, и в процессе этого в ней раскрывается состояние умиротворенности.

Заключительный, восьмой шаг: - проверка результата.

Она представляет перед собой мужа, который начинает оказывать на нее психологическое давление в столь хорошо знакомой ей манере. Я инструктирую ее, вместо прежней защитной реакции, начать посылать ему поток обретенных ею ресурсных энергий. Я напоминаю ей, что поскольку это энергии Высшего Я, посылая их ему, она не только не теряет их, а наоборот, расширяет и укрепляет канал связи с ними.

Именно об этом сказано: То, что ты отдаешь, становится твоим.

Она замечает, что намерение мужа оказать на нее давление ослабевает, он как бы внутренне останавливается, и сворачивает разговор, отходит.

ОКОНЧАНИЕ СЕАНСА

Я надеюсь, приведенный пример достаточно ясно показывает, как происходит процесс обучения и применения методики. Конечно, просто прочитав приведенный материал, вы мало чему научитесь: нужна практика и еще раз практика. У всех получается, и у вас при желании получится!
~
~
Мои контакты
Введите Ваше имя, email, интересующую Вас тему и кратко опишите ее. Для удобства обратной связи укажите Ваш телефон или Скайп.
+7 (968) 703 07 46
Skype ID: ben613shulman
Нажимая кнопку "Отправить", Вы даете согласие на сохранение Ваших контактных данных и текста запроса. В случае если Вы пожелаете, чтобы вышеупомянутая информация была удалена, просим Вас отправить имеил на мой электронный адрес, указанный слева от контактной формы.