Евгений Шульман
ДУХОВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — КЛЮЧ К НОВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ.
ЧАСТЬ 1
~
1. Лестница бытия
Хотите ли вы подняться на новый уровень развития, и принципиально расширить свои возможности? Сейчас многие закивали головой, но в глазах повисло легкое недоумение. А что значит, подняться на новый уровень?

Объясню на примере. Если вы интересовались в детстве математикой, то наверняка помните известную задачу на нестандартность мышления: как из 6 спичек собрать 4 равносторонних треугольника со стороной в 1 спичку так, чтобы в одной точке соприкасалось не более трех спичек? Попробуйте.

Вы убедитесь, что как бы вы ни комбинировали спички, выполнить это задание нелегко. Либо сторона получается меньше одной спички, либо соприкасается больше 3-х спичек в одной точке. Может показаться, что цель неосуществима, недостижима. Пока...

Пока не возникнет догадка: а может быть не ограничиваться мышлением в плоскости? Может быть выйти в новое измерение, в данном случае в трехмерное пространство. И тогда задача прекрасно решается, из 6 спичек можно сложить треугольную пирамиду — тетраэдр. И, вуаля! Задача решена.

В жизни иногда возникают ситуации, которые кажутся неразрешимыми.

Но, может быть, и для них можно найти решение, выйдя в новое жизненное измерение?

Возможно, вы уже встречались с идеей, что все происходящее в нашей жизни создается при непосредственном участии нашего ума. Многие это говорят, но немногие добавляют, что результат этого участия зависит от того, какие виды интеллекта в нем активно действуют. Каждый вид интеллекта, становясь активным в нашем уме, в определенном смысле добавляет ему новое измерение, расширяет мерность нашего мышления. Поэтому давайте познакомимся с различными видами интеллекта и, в частности, с духовным интеллектом.

2. Что такое духовный интеллект
Сколько видов интеллекта вы знаете?

То, что раньше понимали под интеллектом, говоря о IQ, в действительности только один из многих его видов, так называемый когнитивный интеллект.

Кроме когнитивного сейчас различают Эмоциональный, Пространственный, Музыкальный, Телесный, Лингвистический, Внутриличностный и ещё некоторые виды интеллектов. И каждый из них дает вам свои, специфические возможности в той степени, в которой он у вас развит.

Особенно популярным после пионерских работ Дэниэла Гоулмана стал эмоциональный интеллект и методы его развития. Это вполне оправдано, поскольку, во-первых, он, как выяснилось, влияет на качество жизни и успех в карьере существенно больше когнитивного. А во-вторых, потому что современная система образования практически не уделяет внимания его развитию у детей, и как следствие, у очень многих развит он крайне слабо.

Но есть еще один, важнейший вид интеллекта, который начали интенсивно исследовать и применять в последние годы, и который служит основой как для когнитивного, так и для эмоционального интеллекта — это Духовный интеллект (SQ, Spiritual Intelligence).

Термин «Духовный интеллект» впервые был введён бизнес-тренером Даной Зохар (Dana Zohar), которая к тому же известный специалист по корпоративному развитию и автор многих монографий. В числе её клиентов такие компании, как Coca-Cola, Volvo, Motorola и многие другие. Ввела она это понятие в 1997 году в своей книге «Rewriting the Corporate Brain» («Обновляя Корпоративный Разум»).

Духовный интеллект, по её определению, это способность, с помощью которой мы познаем смысл событий и своей жизни, а также решаем проблемы смысла и ценностей.

Как я уже упоминал, SQ — это базис для формирования и эффективного функционирования когнитивного и эмоционального интеллектов (IQ и EQ). Он обеспечивает способность к сердечной осознанности, когда вы думаете с позиции не только ума, но и мудрости, объединяя голову и сердце, ум и любовь. Пример того, как это происходит на практике будет приведён ниже.

Духовный интеллект не только способствует развитию эмоционального интеллекта и даёт возможность осознавать свои эмоции и эмоции окружающих, но и помогает постигать их смысл, осознавать свои ценности и действовать в соответствии с ними, достигать ценностно значимых результатов для себя и других. И, что особенно важно, открывает вам возможность постигать смысл всей сложившейся ситуации как Вашего обучающего опыта.

Создатель и Президент компании Big Change, Синди Вигглесворт (Cindy Wigglesworth), в результате своих исследований и размышлений пришла к такой формулировке:

«Духовный интеллект — это способность действовать с мудростью и состраданием, поддерживая мир и гармонию как внутри себя, так и в отношении к окружающим. И, что наиболее важно, вне зависимости от текущей ситуации».

То есть, человек с высоким духовным интеллектом способен даже в эмоционально накаленной обстановке оставаться в равновесии и влиять на окружающих и, в то же время, быть внутренне свободным от их влияния. Быть человеком, принимающим осознанные мудрые решения, то есть быть подлинным лидером.

Если Дана Зохар больше подчеркивает, в чем состоит действие SQ, то Синди Вигглесворт делает больший акцент на проявления духовного интеллекта в поведении и состоянии человека.

3. Возможности духовного интеллекта
Как развитие духовного интеллекта может помочь нам в личностном развитии и решении очень непростых задач, которые порой ставит жизнь в таких областях, как отношения с окружающими, в семье и на работе, и, что кажется самым важным — в отношениях с самим собой?

Мой опыт свидетельствует, что с помощью духовного интеллекта действительно удается успешно преобразовывать, казалось бы, бесперспективные ситуации в возможности принципиально нового развития. Эти возможности и правда можно сравнить с выходом в новое измерение, как в задаче про 6 спичек, с которой я начал.

С чем связана такая эффективность духовного интеллекта?

В одной из своих предыдущих статей (https://psy.systems/post/kak-perezhit-krizis), я ввёл понятие о «парадигме души» и «парадигме эго».

Если кратко выразить суть этих понятий, то структуру внутреннего мира каждого человека можно представить как иерархию уровней разума, на вершине которой — ум, эго, а в самой ее глубине — Разум Высшего Я, души. Однако, каждый человек осознает свой внутренний мир в разной степени и на разную глубину, в зависимости от своего мировоззрения и уровня развития.

Хотя мировоззрение каждого во многом уникально, можно выделить два типа мировоззрений: духовное и материалистическое. Различия между этими типами настолько кардинальны, что их следует считать двумя разными парадигмами жизни. Я назвал их Парадигмой души и Парадигмой эго.

В парадигме эго, когда человек отождествляет себя с поверхностной личностью и «отказывает в существовании» Высшему Я, он этим лишает себя связи со своей основой и подлинной опорой. В этом случае безопасность, как кажется, может быть достигнута исключительно за счет личных усилий, а поэтому тождественна предсказуемости и возможности как можно более полного контроля над происходящим.

Если же это невозможно, эго воспринимает такое состояние как опасность для жизни и испытывает сильный стресс, попадая в состояние «бей или беги». Настроенное на борьбу или защиту, оно ищет возможности, как это состояние стресса «победить». Это, конечно, только усиливает стресс. В результате человек попадает в порочный круг, в воронку стресса, со всеми вытекающими последствиями.

В отличие от этого, в парадигме души, человек признает существование Высшего Я и, естественно, активно ищет расширения связи с ним. По мере успеха этих поисков раскрываются все новые, недоступные в парадигме эго, способы преобразования хаоса «случайных» событий в структуру, которая всегда стремится от хаоса к порядку. Бельгийский ученый Илья Пригожин получил нобелевскую премию за создание науки Синергетика, которая изучает преобразование хаоса в порядок за счет притока энергии извне. В случае же человека, кроме фактора притока энергии, появляется ещё один фактор — смысловой. Поток энергии от Высшего Я несёт ещё и информацию, смысл.

Таким образом, в парадигме души возникает принципиально новая возможность осознания смысла ситуации, то есть в силу каких причин она сложилась именно так, и к какой цели развития подталкивает. Развитие в этом направлении, а это чаще всего включает освоение новых уровней разума и соответствующих методов, как раз постепенно и приводит к благополучному решению ситуации. Проблемы превращаются в развивающие задачи.

Это прекрасно выразил ещё Альберт Эйнштейн, сказав:

«Проблема может быть решена только на более высоком уровне сознания, чем тот, который привёл к её возникновению».

Практическое исследование и применение всех этих принципов и составляет предмет духовной психологии.

Как это происходит в реальности, и как взаимодействуют эмоциональный и духовный интеллект, я проиллюстрирую на примере работы с ситуацией из бизнеса.
~
4. Пример
На определенном этапе нашей совместной работы у моего клиента возникла неожиданная неприятность на работе: один из его партнеров-учредителей в одностороннем порядке, не согласовывая с остальными партнерами, объявил, что он собирается продать свои акции. При том, что у их компании уже были финансовые проблемы, и это могло привести к непредсказуемым неприятным последствиям. Естественно, мой клиент очень переживал эту ситуацию. Тем более, что раньше считал этого партнера достаточно порядочным, и надежным человеком.

Поначалу я (обращаясь таким образом к его эмоциональному интеллекту) пытался выяснить, как он эмоционально относится к партнёру после его такого «выступления». Но он отделывался общими словами и метафорами. Когда же я обратил его внимание на это, он ответил, что «старается людей не осуждать». То есть его ценностные установки мешали ему осознать и принять свои эмоции, тем более выразить их.

Тогда я напомнил ему в очередной раз (активируя тем самым уже его духовный интеллект), что ситуации приходят, как «обучающие зеркало». То есть, как уроки, показывающие, что ему нужно в себе осознать и проработать. Что к человеку притягиваются люди и ситуации, частично отражающие его собственные неосознанные свойства, качества, и поведение. И что человек без специальной подготовки чаще всего не осознаёт «намека» и подсознательно проецирует эти качества и поведение на окружающих.

Благодаря такому обращению к смыслу ситуации мне в конце концов удалось добиться признания, что он считает поведение партнера безответственным и непорядочным.

Чтобы показать человеку проекцию и помочь ему ее осознать , есть много методов. Зная его сильную ориентировку на ум, я выбрал вербальный метод. Необходимо еще сказать, что уже на протяжении нескольких занятий у нас шла тема его склонности идеализировать людей, в том числе партнеров и сотрудников, а потом, когда они не оправдывали его ожидания, удивляться, огорчаться и разочаровываться. Конечно, это приводило к сложным ситуациям.

Учитывая все это, я попросил его посмотреть, в какой степени может быть верно утверждение, что он ведет себя по отношению к себе же самому безответственно и непорядочно? Он, конечно, сразу сообразил и сказал, что его склонность идеализировать — это безответственность к себе самому, потому, что из-за этого он попадает в сложные ситуации. Если бы он этого не делал, то изначально видел бы все яснее, и самой этой ситуации с партнером бы не возникло.

Поэтому он получил домашнее задание следить за своими идеализациями, а осуждение партнера перевернуть на благодарность за то, что он дает ему осознать все эти моменты и развиваться.

Через неделю, на следующем сеансе я естественно спросил, как дела. Он ответил: «Чудеса происходят». На следующий день после предыдущего сеанса партнёр прислал ему сообщение, в котором признал, что вёл себя неправильно, стал жаловаться на жизнь, что сын болеет, очень нужны деньги, и попросил одолжить ему ... астрономическую сумму. Такой возможности у фирмы не было, мой клиент ему это доказательно объяснил, и тот это принял.

Таким образом, за счет осознания личностного смысла сложной ситуации (навык духовного интеллекта), ее удалось развернуть в положительную сторону. Теперь уже мой клиент попросил меня объяснить, какая связь между нашим предыдущим сеансом и резким изменением поведения партнера.

Об этом я расскажу во второй части статьи. А пока предлагаю вам сделать упражнение.
~
5. Упражнение «Бумеранг»
  • Вспомните кого-то, кем Вы по тому или иному поводу недовольны. Может быть этот человек не сделал того, что обещал, или несправедливо в чем-то Вас обвинял, или проявил к Вам неуважение, пренебрежение — вариантов много.
  • Определите, что вы чувствуете по отношению к этому человеку и всей ситуации в целом. Только не делайте одной очень распространенной ошибки. Многие путают свои чувства со своими мыслями. Такие люди на вопрос: «Что ты думаешь об этом,» отвечают: «Я чувствую, что … ». Как только в ответе на вопрос о чувствах появляется это «что», можете быть уверены — разговор идет уже о мыслях, а не о чувствах.
Так, мой клиент из примера, приведенного в статье, на вопрос о чувствах сначала вообще пытался избежать прямого ответа, а потом после моих определенных усилий все-таки сказал, но не о самих чувствах, а о своих мыслях по их поводу — что он считает поведение партнера безответственным и непорядочным. «Безответственно» и «непорядочно» это его умственные оценки поведения партнера, основанные на чувствах, но не сами чувства. Описывая чувства вы можете сказать: «Я чувствую обиду/страх/отвращение», — это будет правильным ответом на вопрос.

  • Определите, где в теле вы эти чувства чувствуете, и как это ощущается.
  • Вспомните, или поразмышляйте, когда вы испытывали подобные чувства по отношению к себе? С чем они, эти чувства, были связаны, чем Вы в себе были недовольны?
  • Осознайте, что человек из пункта 1, с которого упражнение начиналось, своим поведением показал Вам что-то, в чем Вы хотели бы измениться, развиться, научиться. Это Ваш личностный смысл ситуации, вызвавшей недовольство, Ваш жизненный урок, ею принесенный.
  • Поблагодарите этого человека за урок, в потоке благодарности растворите свое недовольство им и займитесь вместо недовольства и осуждения своим развитием.
  • Понаблюдайте, что изменится в поведении этого человека после проделанной практики по активации своего духовного интеллекта.


~
~
Мои контакты
Введите Ваше имя, email, интересующую Вас тему и кратко опишите ее. Для удобства обратной связи укажите Ваш телефон или Скайп.
+7 (968) 703 07 46
[email protected]
Skype ID: ben613shulman
Тема сообшения
Нажимая кнопку "Отправить", Вы даете согласие на сохранение Ваших контактных данных и текста запроса. В случае если Вы пожелаете, чтобы вышеупомянутая информация была удалена, просим Вас отправить имеил на мой электронный адрес, указанный слева от контактной формы.