В.: (Углубляет тему и дает материал для расширения сознания клиента, в частности понятия сценария и антисценария):
Понимаете, в чем дело... Есть такая замечательная наука, которая называется Транзактный анализ. Это изобретение совершенно гениального психотерапевта, Эрика Берна.
Он обнаружил, что люди, которые к нему приходят, истории своей жизни, которые они рассказывают, укладываются не очень большое число типов.
И когда он стал смотреть, что же это за типы, оказалось, что это в точности сценарии сказок. Сказки разных народов часто очень похожи.
Это, собственно говоря, было первое, на что обратил внимание К. Юнг, и что привело впоследствии привело его к открытию коллективного бессознательного.
Берн назвал это сценариями жизни. Оказалось, люди живут по сценариям. Мы ведь знаем понятие судьбы. То есть можно было бы подумать, судьба - это то, что предначертано свыше.
Но Берн так не думал. Он стал изучать, а как сценарий возникает? И открыл следующее очень важное явление, которое назвал «родительское программирование». Оно строится как серия предписаний и серия запрещений.
Причем лишь очень небольшая часть этих предписаний и запрещений передаются вербально. Боольшая же часть передается через атмосферу дома, через стиль отношений, через какие-то такие очень неявные вещи или даже через выражение лица, взгляд, тон голоса... Кстати говоря, у меня в книге "Есть ли ошибка в формуле мира" кое-что на эту тему написано.
Берн выяснил, что сценарий, общая канва сценария, формируется примерно в три года. А заканчивается формирование сценария в период от семи до девяти лет. И после девяти лет - это уже «запрограммированный» человек.
Сценарии бывают обыденные, а бывают - неблагополучные. Когда сценарий неблагополучный, человек чувствует, что что-то не то, и вырабатывает то, что Э. Берн назвал, антисценарий, то есть план своего спасения.
Но антисценарий вырабатывается поверх сценария.
К.: Ааа, я поняла.
В.: То есть сценарий остается где-то в подсознании. Соответственно программирующие воздействия, напряженности, они уже внутри психики. И, воспринимая вот эти поля напряженности, как данность, человек поверх этого строит антисценарий.
Но, в силу этого, антисценарий оказывается ущербным.
Он, в какой-то степени, спасает, но не очень.
К.: (Получает инсайт): Я поняла, очень поняла, о чем Вы говорите!
В.: И поэтому, когда Вы говорите, что Вы все "непонятки" устранили, вполне может быть, но, как говорится, верится с трудом :)).
К.: (улыбается)
В.: Просто потому, что сценарий это довольно глубокая штука, и самостоятельно вытащить его на поверхность - сложно.
К.: Я понимаю.
В.: (Расчищает дорогу к большей искренности с собой и осознанности):
Поэтому я бы все-таки считал, что стоит посмотреть в ту сторону, что за Вашими, собственными, без сомнения, важными осознаниями, находками, пониманиями, открытиями, возможно есть что-то, что осталось неразрешенным.
Это я по поводу того, что Вы рассказали, что мама вам снится, чтобы Вам можно было быть "немножко ребенком".
Конечно, такое возможно...
Но сны, такие существенные сны, редко приходят как ответ на какой-то сознательный дискомфорт.
Во-первых, просто потому, что ответственность и умение чувствовать себя ответственным, это очень важный урок.
И дело не в том, чтобы человеку облегчить этот урок, чтобы снять ответственность, а в том, чтобы научиться разделять, что является Вашей ответственностью, что не является Вашей ответственностью.
Где Вы действительно ответственны, а где Вы взваливаете на себя лишнюю ответственность.
Какие моменты действительно лежат в Вашей ответственности, а Вы их не замечаете.
И, в общем, правильно воспринятая ответственность - это свобода.
К.: Ну да.
В.: То есть ответственность - это ключ в сотворчестве со Всевышним в построении жизни.
А когда какие-то законы жизни человеком нарушены, то ответственность уже воспринимается как бремя.
Это все не простые вещи, для всех для нас (защищает клиента от возможного само-обвинения).
Поэтому, если у вас сны, когда мама снится, то очень возможно - ведь Вы же вышли на довольно высокий уровень в результате предыдущих занятий - очень похоже, что мама Вам подсказывает, что Вам нужно еще проработать.
К.: Угу.
В.: (Делает следующий шаг для расширении сознания клиента):
Это ещё более реально, потому что у родителей, тем более у мамы, есть некие права в отношении своих детей.
То есть даже из духовного мира, - если что-то действительно важно подсказать, не снять какой-то кусок урока, это никто не разрешит. А вот подсказать, что нужно проработать, это действительно важный момент и полное право родителей.
То есть, это не снимает свободы воли, ведь человек же может неправильно понять, как мне кажется, в этом случае и было.
Поэтому расскажите про ваши отношения с мамой, что было тяжело?
(Ведет клиента к осознанию травмы).
К.: (Проявляет готовность к осознанию): Ну, тяжело. Тяжело было все.
(Далее идет очень подробный рассказ об истории семьи, и ответы на мои расспросы о сопутствующих чувствах, я эту часть сеанса, естественно, опускаю).
В.: Секундочку, Вы пытаетесь убежать от себя.
К.: Я не знаю.
В.: Нет, обманываете, неправду говорите. Вот эта нервозность, - она откуда?
Она из Вас идет или откуда-то со стороны, кто-то Вам ее навязал?
К.: Нет, она из меня, естественно.
В.: Так Вы же сейчас от нее открещиваетесь, говорите, "я давно так не реагирую", а вы прямо сейчас реагируете именно так.
Прямо сейчас - это Ваша реакция. А слова о том, что Вы давно так не реагируете - это попытка убежать от себя, (от травмы прошлого), попытка - засунуть это прошлое под ковер.
К.: Ну наверное, я не знаю, что ответить.
В.: (Снижает градус напряженности):
Подождите, я же Вам не экзамен устраиваю по поводу того, чтобы Вы знали, что ответить. Я обращаю Ваше внимание, что это типичное поведение человека с антисценарием.
То есть, понимаете, чтобы выстроить антисценарий, нужно подлинный сценарий засунуть под ковер. Потому что сценарий, это более мощная структура, чем антисценарий.
Клиент: Угу.